Котлоагрегаты

Другие объекты

Разное


Designed by:
Joomla Templates

Маневренность.

 

Постоянно возрастающая неравномерность потребления электроэнергии во времени, достигающая в ряде энергосистем на протяжении суток 40—45%, возможность относительно частых сбросов нагрузки при большой протяженности линий электропередачи требуют от энергоблоков, в том числе наиболее мощных и экономичных, активного участия в оперативном и аварийном регулировании частоты и мощности энергосистем. В связи с этим основным требованием, предъявляемым к мощным турбоустановкам, является высокая маневренность, обеспечивающая максимальное удовлетворение режимных характеристик энергосистемы.

Показательным фактом, иллюстрирующим важность проблемы обеспечения высокой маневренности турбоагрегатов большой мощности, является то, что с течением времени даже самые крупные энергоблоки, проектировавшиеся для базовой части графика электрической нагрузки, все больше привлекаются для покрытия пиковых нагрузок. Блоки мощностью 160 и 200 МВт, длительное время эксплуатировавшиеся в базисном режиме, сейчас используются в качестве полупиковых.

Возрастание в энергосистемах доли атомных электростанций и новейших энергоблоков ТЭС мощностью 500 и 800 МВт потребовало в настоящее время полупикового режима эксплуатации для части блоков СКД мощностью 300 МВт.

Понятие маневренности включает большое число характеристик, отражающих возможность использования турбины в энергосистеме с высокой неравномерностью графика электрической нагрузки и с развитой энергосистемной автоматикой. Маневренность энергоблока в целом в первую очередь зависит от динамических характеристик собственно турбины. Если маневренность парового котла обеспечивается в основном внешними элементами, такими как питательный насос, регуляторы подачи топлива, воздуха, БРОУ (ПСбУ), то маневренность турбины определяется прежде всего ее «внутренней» динамикой - быстродействием системы регулирования, величинами вредных паровых объемов, моментом инерции системы роторов и т. д. Маневренность тесно связана с надежностью основных узлов турбины, поскольку высокая маневренность оборудования прежде всего предполагает высокую надежность переходных режимов эксплуатации.

Переходные режимы можно разделить на две группы:

- управляемые, т. е. заранее планируемые и осуществляемые оперативным персоналом; в этих режимах скорость изменения расхода пара, его температуры и других параметров может быть задана из условий, обеспечивающих надежную работу турбоустановки;

- неуправляемые, точнее — относительно неуправляемые, связанные с необходимостью ликвидации или предупреждения аварийной ситуации в энергосистеме или в пределах блока, электростанции. В таких режимах надежность оборудования обеспечивается прежде всего проектно-конструкторским и решениями, заложенными при его создании.

Переходные режимы первой группы реализуются преимущественно эксплуатационным персоналом при вспомогательной роли автоматики, в то время как вторая группа режимов обеспечивается автоматическими устройствами, защитами и блокировками при ограниченном контроле и вмешательстве персонала.

К числу управляемых переходных режимов относятся:

- плановые изменения нагрузки по диспетчерскому графику;

- пуски из различных тепловых состояний оборудования;

- плановый останов в горячий резерв;

- плановый останов с расхолаживанием для вывода оборудования в ремонт;

- промывка проточной части влажным паром с последующим нагружением турбины.

Относительно неуправляемые, динамические режимы:

- полный или частичный сброс нагрузки без отключения генератора от сети с удержанием турбогенератора на малой нагрузке, в частности на нагрузке собственных нужд;

- полный или частичный сброс нагрузки с отключением генератора от сети и удержанием турбоагрегата на холостом ходу либо (в случае срабатывания регуляторов безопасности и закрытия стопорных клапанов) с «подхватом» оборотов с целью быстрого включения генератора в сеть;

- наброс нагрузки, связанный, как правило, с необходимостью ликвидации аварийного дефицита мощности в энергосистеме;

Режимы типа «сброс—наброс», получающие все большее распространение в связи с резким ростом мощности энергосистем и применением энергосистемной автоматики в развитых электрических сетях. Повышению маневренности и надежности турбоустановок К-500-240-2 способствует применение развитой системы автоматических регуляторов, защит и блокировок, а также внедрение комплекса пусковых регуляторов (автомата пуска), построенного по принципу функционально-группового управления.